Моя педагогическая философия

Все куклы посажены в ряд и ждут, когда начнется урок. Маленькая девочка с двумя косичками на голове подходит с мелом к игрушечной доске и начинает свой урок. Она полностью подражает своей любимой учительнице, копирует движение ее рук, поворот головы, осанку, размеренную поступь, интонацию голоса. Она строга к своим ученикам, но глаза и голос выдают доброту ее души, всю любовь к своим ученикам. Маленькая учительница рассказывает куклам все, что проходили сегодня в школе, пересказывает прочитанную на уроке сказку и серьезно спрашивает: «Вы все запомнили?» Я с детства очень любила играть «в школу». В школе училась с удовольствием, все предметы обожала, но с появлением в пятом классе русского языка без раздумий определила, учителем какого предмета хотела бы стать.
Наш «роман» с русским продолжился после окончания школы в Шадринском педагогическом институте, расставшись с которым в 2002 году, я вышла в «свободное плавание по волнам таинственного и полного загадок мира педагогики». Десять лет назад я переступила порог образовательного учреждения №101 в качестве учителя русского языка и литературы. Как хотелось работать! Сколько было идей и задумок! Но все-таки больше было вопросов… А справлюсь ли я? Сумею ли оправдать надежды этих чистых, искрящихся, любопытных глаз, которые с восторгом встречают меня на уроке? Правильный ли сделала выбор? Однако с очередным уроком, встречей приходило ко мне осознание того, что главное не просто увидеть и услышать, а почувствовать каждого своим сердцем. И чтобы наладить контакт с учеником и не терять обратной связи, педагог обязан быть интересным, творческим, инициативным, не останавливаться на достигнутом, обязан удивлять своих воспитанников снова и снова. Сделать так, чтобы урок был не только содержательным, но и интересным, развивающим... Это трудно. Но учитель – творец, ему все по плечу. Интересно учителю – интересно всем. На помощь приходит опыт, педагогическое чутье, фантазия.
А главное – любить! Детей любить, своих и чужих как своих, иначе ты и не педагог вовсе. Самое главное предназначение учителя – помочь ребенку осуществить право быть самим собой. Научить ребят ценить друг друга, видеть в каждом неповторимую личность и помогать ребенку развивать в себе самые лучшие качества, найти в каждом ту точку опоры, которая поможет ему обрести веру в себя, научиться чувствовать, сопереживать, думать – так я определила для себя постулаты моей работы. Школа для меня – это отдельный, особый мир, в котором оживают сказки, сбываются мечты, здесь учатся прощать и понимать, уважать и сострадать, быть честными и справедливыми, получают знания. Для своих учеников я стараюсь быть и лучшим другом, и благодарным собеседником, и строгим, но справедливым критиком. Ведь как важно и ценно, и во стократ приятнее то, что ребята с желанием, а не со страхом изучают твой предмет.
В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы ребята, так же как и я «заболели» русским и литературой, сумели найти себя в жизни и применить всё то, что было с любовью заложено в них в школе. Учитель – это великая сила. Важнее дела нет на земле. Можно выучиться и стать хорошим архитектором, можно выучиться и стать хорошим врачом, но нельзя выучиться и стать хорошим учителем. Учитель – это не профессия, это образ жизни и состояние души. Нельзя быть педагогом по понедельникам и пятницам и только на школьном уроке. Учительское попечение, как и любовь, не знает выходных дней. Вот почему местом моей встречи с учениками является не школа, а сердце. Только отдав детям десять лет жизни, познав горький вкус первых ошибок и поражений, я поняла философию служения и библейскую мудрость: «Не многие делайтесь учителями».
Трудно быть учителем! Эта работа не прекращается за школьным порогом. Как много приходится пережить, передумать, прежде чем войдёшь в класс и начнёшь урок. Иногда мне кажется, что ничего не получается, тогда я начинаю сомневаться в себе. Но вхожу в класс, вижу детей, и всё становится на свои места, начинаю преодолевать сомнения и разочарования, неудачи, потому что знаю: радостей побед и удовлетворения в учительском труде значительно больше. Главное, по-моему, соблюдать принцип трёх «не»: не спешить, не вредить, не винить детей в своих собственных просчётах и ошибках. Звенит звонок, окончен рабочий день, а завтра снова урок. Сколько будет еще этих звонков и уроков в моей судьбе?! Знаю лишь одно, что мое призвание – школа, ученики, которым я отдаю свои знания по русскому языку и литературе и любовь к своей профессии.