Все куклы посажены в ряд и ждут, когда начнется урок. Маленькая
девочка с двумя косичками на голове подходит с мелом к игрушечной
доске и начинает свой урок. Она полностью подражает своей любимой
учительнице, копирует движение ее рук, поворот головы, осанку,
размеренную поступь, интонацию голоса. Она строга к своим ученикам,
но глаза и голос выдают доброту ее души, всю любовь к своим ученикам.
Маленькая учительница рассказывает куклам все, что проходили
сегодня в школе, пересказывает прочитанную на уроке сказку и серьезно
спрашивает: «Вы все запомнили?»
Я с детства очень любила играть «в школу». В школе училась с
удовольствием, все предметы обожала, но с появлением в пятом классе
русского языка без раздумий определила, учителем какого предмета
хотела бы стать.
Наш «роман» с русским продолжился после окончания школы в
Шадринском педагогическом институте, расставшись с которым в 2002 году,
я вышла в «свободное плавание по волнам таинственного и полного загадок
мира педагогики».
Десять лет назад я переступила порог образовательного учреждения
№101 в качестве учителя русского языка и литературы. Как хотелось
работать! Сколько было идей и задумок! Но все-таки больше было
вопросов… А справлюсь ли я? Сумею ли оправдать надежды этих чистых,
искрящихся, любопытных глаз, которые с восторгом встречают меня на
уроке? Правильный ли сделала выбор?
Однако с очередным уроком, встречей приходило ко мне осознание
того, что главное не просто увидеть и услышать, а почувствовать каждого
своим сердцем. И чтобы наладить контакт с учеником и не терять обратной
связи, педагог обязан быть интересным, творческим, инициативным, не
останавливаться на достигнутом, обязан удивлять своих воспитанников
снова и снова. Сделать так, чтобы урок был не только содержательным, но
и интересным, развивающим... Это трудно. Но учитель – творец, ему все по
плечу. Интересно учителю – интересно всем. На помощь приходит опыт,
педагогическое чутье, фантазия.
А главное – любить! Детей любить, своих и чужих как своих, иначе ты
и не педагог вовсе.
Самое главное предназначение учителя – помочь ребенку осуществить
право быть самим собой.
Научить ребят ценить друг друга, видеть в каждом неповторимую
личность и помогать ребенку развивать в себе самые лучшие качества,
найти в каждом ту точку опоры, которая поможет ему обрести веру в себя,
научиться чувствовать, сопереживать, думать – так я определила для себя постулаты моей работы.
Школа для меня – это отдельный, особый мир, в котором оживают
сказки, сбываются мечты, здесь учатся прощать и понимать, уважать и
сострадать, быть честными и справедливыми, получают знания. Для своих
учеников я стараюсь быть и лучшим другом, и благодарным собеседником,
и строгим, но справедливым критиком. Ведь как важно и ценно, и во стократ
приятнее то, что ребята с желанием, а не со страхом изучают твой предмет.
В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы ребята, так же как и я «заболели»
русским и литературой, сумели найти себя в жизни и применить всё то, что
было с любовью заложено в них в школе.
Учитель – это великая сила. Важнее дела нет на земле. Можно
выучиться и стать хорошим архитектором, можно выучиться и стать
хорошим врачом, но нельзя выучиться и стать хорошим учителем. Учитель –
это не профессия, это образ жизни и состояние души. Нельзя быть педагогом
по понедельникам и пятницам и только на школьном уроке. Учительское
попечение, как и любовь, не знает выходных дней. Вот почему местом
моей встречи с учениками является не школа, а сердце. Только отдав детям
десять лет жизни, познав горький вкус первых ошибок и поражений, я
поняла философию служения и библейскую мудрость: «Не многие делайтесь
учителями».
Трудно быть учителем! Эта работа не прекращается за школьным
порогом. Как много приходится пережить, передумать, прежде чем войдёшь
в класс и начнёшь урок. Иногда мне кажется, что ничего не получается,
тогда я начинаю сомневаться в себе. Но вхожу в класс, вижу детей, и всё
становится на свои места, начинаю преодолевать сомнения и разочарования,
неудачи, потому что знаю: радостей побед и удовлетворения в учительском
труде значительно больше. Главное, по-моему, соблюдать принцип
трёх «не»: не спешить, не вредить, не винить детей в своих собственных
просчётах и ошибках.
Звенит звонок, окончен рабочий день, а завтра снова урок. Сколько
будет еще этих звонков и уроков в моей судьбе?! Знаю лишь одно, что мое
призвание – школа, ученики, которым я отдаю свои знания по русскому
языку и литературе и любовь к своей профессии.